Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Включение в трудовой договор условия о выплате компенсации в определенном размере при увольнении по соглашению сторон в данном случае не стимулирует работника к продолжению трудовых обязанностей в силу п. 3 ст. 255 НК РФ, а, напротив, направлено на их прекращение. Это противоречит указанной норме, в соответствии с которой начисления должны быть связаны с режимом работ и условиями труда.
Таким образом, сумма дополнительной компенсации, выплачиваемая работнику в соответствии с соглашением к трудовому договору при прекращении трудового договора по соглашению сторон, в целях налогообложения прибыли не учитывается в составе расходов на оплату труда, как не соответствующая ст. 255 Кодекса.
Существует судебная практика, например Определение ВАС №
Соответствующее условие в трудовом договоре, по мнению кассации, не способно стимулировать работника к труду, а, напротив, благоприятствует принятию сотрудником решения об увольнении. Так что включение компенсаций в расходы противоречит пункту 3 статьи 255 НК, в соответствии с которой начисления должны быть связаны с режимом работ и условиями труда.
Коллегия судей ВАС отказала в передаче в президиум, оставив в суде решение судов и налоговиков. В определении отмечено также, что спорные выплаты носят непроизводственный характер.